среда, 4 декабря 2013 г.

Apple - двигатель прогресса?

Иногда у меня создаётся впечатление, что почти все производители современной техники и, в частности, мобильных устройств шагу не могут ступить без Apple. Компании будто бояться сделать неверный шаг и рискнуть, словно ожидая одобрения покупателями движений со стороны лидера рынка и главного конкурента. То ли так болезненно сказывается недавнее прошлое, когда невероятно простой и сильно отстающий по характеристикам iPhone совершил революцию на рынке смартфонов, заставив всех следовать его примеру, то ли в мире мобильных устройств просто напросто закончились идеи, способные понравиться миллионам пользователей, не желающих идти на сомнительные эксперименты. 

Попытки скопировать iPhone или создать его окончательного "убийцу" многими вендорами длятся уже много лет и продолжаются до сих пор. И если со вторым пунктом ничего хорошего так пока и не вышло (покажите мне компактный флагман от ведущих компаний с экраном 4"-4,7" и самой топовой на сегодняшний день начинкой?), то в стремлении скопировать популярнейший смартфон многие производители очень преуспели. За примерами далеко ходить не надо - ткни (грубо говоря) пальцем в любого и обязательно на что-нибудь наткнёшься, но лично меня сподвигли на написание этой статьи (хотя скорее это набор сумбурных тем для размышления) события последних дней. 

Когда Apple анонсировала iPhone 5S, одним из главных отличий модели от предшественника стали обновлённые цветовые вариации устройства, самой спорной и обсуждаемой из которых (а также самой труднодоступной для покупки) стала так называемая Сhampagne Gold или как называет её сама Apple - просто Gold. За этим названием не стоит ничего особенного - никто и не собирался делать iPhone из чистого золота (в этом отлично преуспели различные модные бутики и прочие модификаторы внешнего вида iPhone), однако конкуренты не смогли остаться в стороне и сразу же после этого запустили свои "золотые" смартфоны. В случае с HTC, с недавних пор считающей себя чуть ли не второй Apple, старый-новый One действительно стал золотым в ограниченном издании. Никто не спорит с тем, что и раньше компании выпускали позолоченные устройства (как правило, на излёте своего жизненного цикла), однако такому продукту стать массовым не суждено и он рассчитан на очень ограниченный круг лиц. И это при том, что финансовое состояние HTC сейчас можно назвать плачевным. Была ли необходимость выпуска золотого One? Вряд ли. "Быть как Apple, быть лучше Apple." Собственно, как ещё объяснить последующий выпуск обычной версии One, но теперь просто золотистого цвета?

Samsung подошёл с другой стороны. Эти мастера пластмассового искусства (до сих пор не могу понять, как им пришло в голову придумать кожаный пластик, как в Galaxy Note 3, на ощупь и правда похожий на кожу) следом за Apple разработали несколько Gold-версий своего флагмана Galaxy S4, выпущенного до этого момента в массе всевозможных расцветок, кроме, естественно, золотой. При этом, устройство не выглядит аккуратным и особенно красивым: оно излишне вычурно и похоже на подделки, которые частенько можно встретить в переходах. Cложно сказать, зачем Samsung потребовалось срочно выпускать подобные модификации, при условии и так очень хорошо продающегося Galaxy S4. Наверное, компания просто не может позволить себе хоть в чём-то быть хуже Apple, да и подогревать интерес к устаревающему флагману как-то ещё надо. Тоже самое можно сказать и про Note 3, недавно также облачившийся в позолоченный пластик (нет, ну это совсем уже что-то с чем-то - пластиковое золото и пластиковая кожа).

Как вы помните, помимо новых расцветок и iOS 7, новый iPhone получил и первый в мире мобильный 64-разрядный процессор, целесообразность внедрения которого большинству пользователей до сих пор не понятна. Казалось бы - сомнительный эксперимент, не сильно актуальный на сегодняшний день. Однако конкуренты и тут не могут сидеть сложа руки - не успев довести до ума свои 4-8-ядерные решения, компании принялась за разработку аналогичных 64-битных решений. Конечно, в глазах потенциального покупателя цифры 4, 8 и 64 в одной строчке наверняка будут оказывать магический эффект, вызывающий расставание с кругленькой суммой денег, однако столь поспешное решение и переориентация на новый процесс производства при наличии изначально уникальных собственных разработки навевает мысли об очередном заимствовании идей главного партнёра и конкурента.

Идём дальше. Ещё на стадии первых слухов о появлении в новом iPhone 5S сканера опечатков пальцев, можно было предположить что это пример также не останется без последователей. До анонса Apple в Южной Корее был презентован смартфон компании Pantech со сканером пальцев (эта компания встраивала сканеры в мобильники ещё тогда, когда в мире во всю были распространены телефоны-раскладушки, так что будем считать, что им можно). Помимо Pantech со сканерами пальцев балуются в Японии в некоторых моделях смартфонов Fujitsu, а до этого на поприще дактилоскопического искусства пробовала свои силы и Motorola. Но Apple iPhone 5S вышел на рынок и неожиданно для всех его сканер пальцев оказался самым удобным в использовании и вызывающим привыкание. Конкуренты, конечно же, во всю принялись внедрять сканеры. Уже появился на рынке HTC One Max с аналогичным сканером, в ближайшее время будет ещё россыпь моделей от производителей разного пошиба. Несколько лет назад наличие сканера пальца в смартфоне никого не удивляло и не вызывало эффекта такой "острой" необходимости в каждом устройстве, но теперь это становится чуть ли не обязательным атрибутом современного смартфона. Кому надо сказать спасибо? 

Давайте вспомним nano-SIM. Понятное дело, что Apple, чтобы вместить всё новое "железо" в по-прежнему компактный корпус, приходится прибегать к таким вот решениям и продавливать их на мировой арене. Можно понять Motorola c её компактным Moto X. Но зачем понадобилось компании ASUS устанавливать слот nanoSIM в огромный по размерам Padfone Infinity? Откуда такая необходимость? Зачем Nokia установила nanoSIM в ещё более огромный Lumia 1520? 

Ажиотаж вокруг мифических "умных" часов Apple вынудил даже Microsoft и Google (а также Samsung, LG, Qualcomm, Foxconn, Nokia, Nissan, Nike и чёрт знает кого ещё) вернуться к разработкам подобных устройств, идеи о которых посещали компании и ранее. Некоторые из них даже пытались сделать эти продукты коммерчески успешными, однако пока лишь Sony, планомерно развивающая линейку подобных устройств ещё со времён Sony Ericsson начала 2000-х, хоть как-то в этом преуспела (но сделать их массовым явлением так и не смогла). Samsung попытался впихнуть всё возможное в корпус часов и анонсировать их раньше Apple, Qualcomm создал референсное устройство, пригодное для любых компаний, желающих делать на его базе свои "часики", остальные производители пока затаились в молчании, ожидая, вероятно, хода со стороны Apple. К вышедшим устройствам полно нареканий, начиная от внешнего вида и заканчивая временем автономной работы. Почему никто не пытается сделать идеально выверенный продукт, который понравится миллионам, а не тысячам покупателей? Взять хотя бы те же Sony SmartWatch 2. Вот зачем было размещать на корпусе дурацкие андроидные клавиши управления? Зачем настолько ограничивать круг пользователей устройства и превращать его в игрушку для гиков, а не модный атрибут современного владельца огромной лопаты-смартфона?

Теперь вот внезапно выяснилось, что следующее поколение кабелей USB будет двусторонним. Lightning? Какой Lightning? Не, не слышали. Зато как забавно читать теперь комментарии особо поехавших хейтеров Apple, вопящих о бредовости этой конструкции, её ненужности и дороговизне проводов.

Конечно, не все компании идут по стопам "яблок", но вот только дела у них идут не лучшим образом. Два главных инноватора последних десятилетий - Nokia и Motorola уже фактически канули в лету. Первая вот-вот будет продана Microsoft, а вторая уже является придатком Google, хотя ещё пару лет назад такое развитие событий никому даже в голову не могло прийти. На излёте жизни, Nokia смогла всколыхнуть мобильный мир несколькими новыми (но всего лишь забытыми старыми) тенденциями: гонкой технологий мобильных камер и использованием ярких и диких расцветок корпусов. Даже Motorola в своём последнем на данный момент продукте Moto X пошла, по сути, по этому же пути (но ещё дальше), да и других подражателей предостаточно. Однако революцией это не стало. Второго iPhone не случилось и в ближайшее время не ожидается. Даже мифический Sony Xperia Z1 mini при сохранении всех достоинств нового флагмана Z1 таковым навряд ли станет.  

С другой стороны, что требовать от конкурентов, когда даже сама Apple частично загнала себя в тупик? Релиз iOS неспроста получился таким спорным. В новой системе собраны едва ли не лучшие черты конкурирующих платформ, а некоторые решения выглядят подчистую скопированными с идей Windows Phone и оболочек Flyme OS и MIUI для Android. В софтовой части Apple сейчас дала заметную слабину, однако это не мешает новым устройствам продаваться миллионными тиражами, а пользователям - обновляться на не самую выверенную и стабильную обновлённую систему. Компания загнала себя в рамки удобного устройства для управления одной рукой, и не спешит представлять серьёзное конструктивное обновление модельного ряда, боясь отпугнуть покупателей и окончательно похерить все заветы старика Джобса. Так в чём секрет успеха? Почему даже сейчас производители стараются идти по стопам Apple, не пытаясь воспользоваться положением и предложить нечто новое, но в настолько красивой обёртке, что позволит миллионам пользователей забыть об iPhone как о самом популярном и удобном устройстве для звонков, выхода в сеть, работы и развлечений? Почему миллионы не хотят себе Google Glass или "умные" часы других производителей?

Порой складывается ощущение, что только Apple пытается сделать максимально простой и удобный продукт с "человеческим" лицом. Оно особенно усиливается, если какое-то время попользоваться продукцией компании (не только iPhone/iPad, но и, например, MacBook). Конечно, путь к идеалу выстлан пробами и ошибками (и я не сомневаюсь, что та же iOS 7 в конечном итоге станет гораздо приятнее, привычнее и удобнее в использовании, чем сейчас). Другие производители будто живут в каком-то своём мире, где люди принимают ванны с телефонами, рисуют на огромных смартфонах стилусами художественные картины, вставляют в планшеты телефоны и непременно снимают в тёмное время суток большинство фотографий. Меня совершенно не радует картина, когда компании смотрят друг на друга словно по цепочке, в надежде выпустить продукт не хуже соседа, не стараясь сделать нечто совершенно новое, опасаясь быть непонятыми и недооценёнными. 

Кажется, будто век смелых экспериментов прошёл и подобного бума, сравнимого с выходом iPhone, мы не увидим ещё очень долго, продолжая пользоваться до боли вторичными устройствами с минимумом новых решений, заимствованных компаниями друг у друга. Тройка лидеров мобильного рынка наглядно это показывает: две компании из них не только копируют Apple, но и друг друга. Дальше следуют крупные китайские компании (Huawei, ZTE, Lenovo), которые тоже не могут похвастаться особой оригинальностью. А за ними, по сути, ничего и нет больше. Я искренне надеюсь, что миру вскоре явится новый амбициозный игрок, способный внести разнообразие в эту картину и направить общее развитие индустрии в несколько иное русло.  Вопрос только в том, кто сможет им стать? Пока же его не видно даже на горизонте.



Использовано для http://mobiltelefon.ru/post_1386227100.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий